Международный семейный велопоход Москва – Санкт-Петербург

рук. Филиппов В.С. Русский Клуб Велопутешествий

26 июля – 13 августа 2001 года

700 км 2 к. с.

1 день. Тверь – Савино - Заборовье – Кошево. 50 км.

Прибыли в Тверь на электричке, что позволило сэкономить время для путешествия по более экологически чистым местам, чем Подмосковье. Оказывается, что машинисты Тверских электричек часто запирают передний тамбур первого вагона, что открывает великолепные возможности для перевозки велосипедов в первом вагоне.

Тверь (в Советское время – Калинин) – красивый областной центр на берегу Волги. Город не богат особыми достопримечательностями. Самое красивое место – памятник купцу Афанасию Никитину, совершившему «хождение за три моря» на берегу Волги.

Выехав из города по Петербургскому шоссе (или как его обычно называют жители северных районов Московская трасса), едем несколько километров рядом с фурами до поворота на Савино. Вообще надо сказать, что основная дорога на Старицу (а именно туда мы едем) идет по правому берегу Волгу. Но мы предпочли другую дорогу и, как оказалось, не напрасно. Дорога по левому берегу полностью асфальтирована, что не скажешь по карте (даже на двухкилометровке ее и найти то нельзя), и практически без автомобильного движения. В Савино нужно сделать левый поворот на Бол. Борки (При этом  нужно не уехать на Городню как мы, т.к. эта дорога тоже асфальтирована). На участке Кошево – Култино на высоком берегу Волги – отличные места для стоянки. Внизу полно родников. С дороги, однако, ни деревень, ни реки не видно.

2 день. Кошево – Пентурово – Холохольня – Дубровки. 40 км.

Продолжаем движение по дороге до деревни Пентурово. Затем по нашему плану визит к Павлу Войтинскому в деревню Дубровки (Об этом удивительном человеке смотрите на сайте http://www.aha.ru/~paulv/), поэтому мы сворачиваем на грунтовую дорогу на Холохольню и переправляемся через одноименную речку вброд. Река после дождей поднялась,  и переправа получилась веселой, т. к. течение в ней как в хорошей горной реке. Павла, к сожалению, дома не оказалось, но переночевать в недостроенной бане и покататься на лошадях мы смогли. Волга в районе Старицы знаменита своими просторами. Чуть ниже по Волге существуют знаменитые Старицкие пещеры- каменоломни. Но туда мы не пошли.

3 день. Дубровки – Старица – Братково – Дарьино – Малинники. 50 км.

До города Старица следуем вдоль Волги, перейдя еще один брод через ручей. В Старице наибольший интерес представляет комплекс Успенского монастыря и расположенный в нем архитектурно-художественный и археологический музей.

Далее мы следуем по так называемому Пушкинскому кольцу (Тверь – Старица – Берново – Торжок – Тверь). Честно признаемся, что о существовании этого кольца мы узнали только тут, поэтому приняли решение по дороге на Луковниково заехать в Берново в музей А.С. Пушкина. Ночевали за деревней Малинники на речке Тьма за плохо сохранившимся старинным парком. В Малинниках было ныне не сохранившееся имение близкого друга Пушкина – П.А. Осиповой-Вульф. «Хоть малиной не корми, а в Малинники возьми» - писал поэт, трижды приезжавший сюда, чтобы вдали от столичной суеты работать над главами «Евгения Онегина».

4 день Малинники – Берново – Малинники - Дарьино – Луковниково – Орешки – Киселево. 60 км.

Берново – крупное старинное село, в котором Пушкин неоднократно гостил в усадьбе близкого друга Н.И.Вульфа. В огромном усадебном доме – музей Пушкина, вокруг - ухоженный парк с прудами. После посещения музея возвращаемся в Дарьино и следуем до Луковниково. От Луковниково до Орешек – асфальт, и ни одной машины. Далее мы рассчитывали пройти через Коробово на Ельцы. Но все местные жители в Орешках нарисовали нам ужасную картину дальнейшей дороги. Поскольку группа у нас была детско-иностранная, мы приняли решение идти на Сокольники и Кувшиново по улучшенной лесовозной дороге. Вернувшись 2 км назад, мы повернули на север на хорошую грунтовую дорогу и доехали до заброшенной деревни Киселево, в которой и встали на ночлег, на берегу Бол. Коши. В соседней деревне с красивым названием Страна Советов, в которой еще живут 3 семьи мы купили молока, чем очень обрадовали хозяев, которые вообще денег не получают и продать в этой глуши ничего не могут, ведут полностью натуральное хозяйство. Нам рассказали, что в деревню даже телевизионщики приезжали из-за названия.

5 день. Киселево – Сокольники – Ранцево – Кувшиново – Могилевка. 70 км

От Ранцево начался асфальт. Выехав  в Кувшиново на трассу, движемся в сторону Осташкова. У деревни Могилевка нашли великолепную стоянку на берегу Цны. Проехав около 300 метров по дороге на Красный Городок, мы свернули в лес и наткнулись на большой деревянный стол со скамейками, за которым уместилась вся наша группа.

6 день. Могилевка – Осташков – катер на Заречье. 50 км.

Следуем по трассе до столицы Селигера города Осташков. В деревне Рогожа – музей природы Селигерского края. От Осташкова ходит катер до Заплавья раз в два дня, обходя всю южную часть озера. По северной части озера катера не ходят. Нам удалось договориться с частным катером, который отвез нас на турбазу «Сокол». Собственно, можно было и доехать на велосипеде туда всего 30 км по отличной асфальтовой дороге. Но прокатиться на катере было приятней. На ночлег мы встали на берегу озера Корегощ, рядом с деревней Заречье. Место довольно людное, куча автотуристов, но как ни странно дрова все же есть.

7 – 8 день. Дневка. 0 км.

Поездка на лодках в Нилову Пустынь. Баня. Во всех окрестных деревнях на берегу Селигера можно взять напрокат лодки как весельные, так и моторные и заказать баню. Ловить рыбу можно только с лодки и довольно сложно – необходимо знать местную специфику.

9 день. Заречье – Свапуще – Молвотицы – Меглино. 80 км.

До Свапуще хороший асфальт. В Свапуще развилка. Одна дорога идет на Волговерховье к истоку Волги. Дорога песчаная, но ехать по ней можно. Мы туда не поехали. Возле магазина еще одна развилка. Одна, грейдерная дорога, идет на Молвотицы. Другая, асфальтовая, - на Полново. Но это обман. На самом деле асфальтовая дорога скоро кончится, и будет грунтовая дорога, хотя и вполне проезжая. По ней мы тоже ездили раньше. Так что мы выбираем на этот раз самый легкий путь - на Молвотицы. Постепенно рельеф приобретает Валдайский характер с холмами и прекрасными видами. Мы пересекаем границу Новгородской области.

Начинается асфальт, и мы въезжаем в Молвотицы. Поворачиваем на Демянск и следуем до деревни Меглино, где находим место для ночлега на краю поля и речки Меглинка слева от дороги.

10 день. Меглино – Демянск – Нов. Лозницы – Залучье – Рамушево. 80 км.

Въезжаем в Демянск и поворачиваем на Старую Руссу. Километров через 10 неожиданно асфальт кончается, и до Залучья мы едем по хорошей грунтовке. Правда, дорогу строят и скоро, видимо, заасфальтируют. В Нижних Лозницах развилка. Можно ехать через Полу или через Залучье. Дороги примерно одинаковые. Мы выбираем Залучье и, купив молока и творога, поворачиваем налево. От Залучья – асфальт. Мы встаем на ночлег прямо в деревне Рамушево на берегу Ловати. Это не правильно. Но мы поленились искать другое место. Правда пьяные особенно не донимали, и велосипеды остались целы.

11 день. Рамушево – Старая Русса – Коростынь – Ручьи. 75 км.

В Старой Руссе мы, конечно, поехали в музей Ф.М. Достоевского. К сожалению он оказался закрыт на кап. ремонт. Посетили Спасо-Преображенский собор и краеведческий музей, расположенный в нем. По первоначальному плану мы хотели переплыть Ильмень на катере, но оказалось, что катера до Новгорода не ходят с начала перестройки, и даже частники туда не ездят. Так что едем вокруг озера. Проехав деревню Буреги, справа останавливаемся у красивой часовни, построенной у источника. Еще через несколько километров, проезжая через Коростынь (а не по объездной дороге), любуемся видом озера Ильмень с высокого берега. Дети предлагают переночевать здесь. Но мы принимаем ошибочное решение ехать дальше. Ошибочное, потому что место на берегу Шелони возле деревни Ручьи оказалось паршивое.

12 день Ручьи – Шимск – Борки – Сергово – Ильмень – Юрьево – Новгород. 60 км.

Трасса Шимск – Новгород узкая и с большим автомобильным движением. Кое-как доезжаем до деревни Борки и с большой радостью сворачиваем направо, чтобы по берегу Ильменя въехать в Новгород. Дорога асфальтированная. Мы приезжаем прямо к Юрьеву монастырю и Музею народного деревянного зодчества Витославлицы. На ночь останавливаемся в Православной школе №20, в самом центре Новгорода, на улице Пролетарская.

13 день Поезд Новгород - Новолисино – Аннолово. 10 км.

Едем на поезде до Новолисино (отпр. из Новгорода в 14.42). Хочется сэкономить больше времени для осмотра Питера и пригородов. От станции Новолисино следуем в сторону Павловска и в Аннолово перед мостом через Ижору сворачиваем направо. Ночуем на берегу пруда.

14 день. Аннолово – Павловск – Пушкин. 20 км.

Осматриваем Павловский парк и едем в Пушкин (Царское Село). Посетить Екатерининский парк можно в любое время (хотя и нужно купить билет). А вот попасть во дворец сложнее. Существует только три сеанса в день и желающих попасть в летнее время много. Так что приходится нам перенести экскурсию на утро и искать ночлег. Переночевали мы в школе.

15 день. Пушкин – Александровская – пос. Володарский. 30 км.

На следующий день мы, в числе первых, были у кассы. (Парк открывается в 9.00, а кассы дворца, которые внутри парка – в 10.00.) Берем билеты на первый сеанс и в 12.00 попадаем во дворец. За это время успеваем также посетить лицей, в котором учился А.С. Пушкин.

Затем едем в сторону Петродворца. На выезде из поселка Володарский (административно это территория Санкт-Петербурга, о чем свидетельствуют таблички) замечаем по карте слева от дороги большой лесной массив – лесопарк. Сворачиваем в него и в конце находим прекрасное место для ночевки, речку и небольшой карьер.

16 день. Володарский – Петродворец. 25 км.

Наконец мы в Петергофе. Погода прекрасная, и мы любуемся великолепными фонтанами, которые, кстати, работают в результате самотека воды, стекающей с более возвышенной местности.

На этом наш поход завершен и наша группа разделяется. Нам предстоит провести еще несколько дней в самом Петербурге.

17 – 19 день. Санкт-Петербург. 0 км


Расписание велотуров РКВ


Вверх | На главную страницу